Центр практической психологии и соционики  
 
Центр соционики О ЦентреУслугиКарьераСтатьиВопрос/ОтветКонтакты    
    NewTraining.ru > Статьи > Статьи сотрудников Центра > Исследования > Ситуационный соционический тест (ССТ) > > II. Программа курса

II. Программа курса

II. Программа курса

Тема 1.  Место соционики в ряду других наук о психике человека. Истоки соционики.

Психоанализ  З. Фрейда (1856-1939)  как общепсихологическое учение о личности.  Представление о структуре психики и ее уровнях: сознании (Эго), предсознании (Суперэго) и подсознании (Ид). Типология  личности К.Г.Юнга (1875-1961) на основе дихотомий «экстраверсия-интроверсия», «рациональность-иррациональность», «мышление-чувство», «ощущение-интуиция». Понятие психической функции. Рациональность-иррациональность. Экстраверсия-интроверсия.  Признаки Юнга как базовые свойства информационной системы психики человека. Типы личности по И. Майерс-Бриггс (1897-1980). Признаки по И. Майерс-Бриггс:  экстравертный,  интровертный, мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий,  решающий, воспринимающий. Типология О.Крегера и Дж.М.Тьюсона.

Тема 2. Соционика как наука о способах обработки и передачи информации. Соционика А. Аугустинавичюте.

Теория информационного метаболизма А.Кемпинского. Метод информационного психоанализа. Соционика А.Аугустинавичюте: объединение типологии Юнга с теорией информационного метаболизма и информатикой. Понятие типа информационного метаболизма (ТИМа) как способа селекции и передачи информации. Главные открытия соционики. Понятие дуальной природы человека и теория интертипных отношений. Метод моделирования в применении к анализу человеческой психики. Определение сильных и слабых качеств человека, возможности прогнозирования его поведения. Тип интеллекта как способ восприятия и обработки информации о мире. Определение базиса Юнга. Открытие модели А. Функциональная структура психики. Предмет и метод соционики. Значение и роль соционики в формирования информационно-психологической компетентности: в сфере развитии личности и в профессиональной деятельности.

 

Тема 3. Информационные аспекты мира и их роль в  формирования информационно-психологической компетентности.

Представление о жизни как единстве образов и смыслов. Общее определение  информации и понятие информационного аспекта.  Психические функции и макроаспекты первичного информационного потока: вещество, поле, пространство и время. Объекты и их энергетические состояния. Функция как способ приема и обработки информации. Рациональное и иррациональное восприятие действительности.  Логика, этика, интуиция и сенсорика. Различия рациональных и иррациональных типов. Особенности их совместимости. Экстравертная и интровертная установки психики.  Отражение сущностей объектов и их соотношений.  Восемь аспектов информационного потока и общепсихологический принцип восприятия информации «7 плюс-минус 2».  Различия экстравертных и интровертных типов, объектный и субъектный подход к миру. Особенности их совместимости. Различия интуитивных и сенсорных типов. Особенности их совместимости. Различия логических и этических типов. Особенности их совместимости. Соционические символы, обозначающие аспекты и функции.  Семантика аспектов информационного потока как первореалий психических образов окружающего мира. Экстравертная логика (семантика и лексика). Интровертная логика (семантика и лексика). Экстравертная этика (семантика и лексика). Интровертная этика (семантика и лексика). Эстравертированная сенсорика (семантика и лексика). Интровертная сенсорика (семантика и лексика). Экстравертная интуиция (семантика и лексика). Интровертная интуиция (семантика и лексика). Логическая, этическая, сенсорная и интуитивная информация в профессиональной деятельности. Особенности языка аспектов информации и особенности работы с ними в сфере развития личности, в профессиональной деятельности  специалиста – при работе с сотрудниками, клиентами, учениками, в СМИ (на телевидении, радио, в периодических изданиях,  Интернете), сфере рекламы и связей с общественностью. Роль и значение практических навыков работы с информационными аспектами для формирования информационно-психологической компетентности в конкретной профессии. Информационная специализация среды и методы соционики.

Тема 4. Модель информационного метаболизма психики.

Понятие типа информационного метаболизма (ТИМа). Модель А и принципы ее построения. Графическое изображение, мерность психических функций и ячейки модели. Витальное и ментальное кольцо модели А. Сильные и слабые функции колец модели А. Перегрузки по точке наименьшего сопротивления (болевой функции). Необходимость построения блока из двух функций, дающего необходимую информацию о мире. Блоки функций. Принцип построения блока. Освоение информации с позиции основного блока. Горизонтальные и вертикальные блоки модели А. Акцептные и продуктивные блоки. Принципы дуальных отношений, отраженные в структуре модели А. Инертные и контактные блоки. ТИМ и конкретное информационное наполнение психики. Мерности психических функций. Значение и роль ТИМа при развитии личности и выборе профессии. ТИМ специалиста и выбор специализации в профессии. Рекомендуемые направления деятельности специалиста с учетом ТИМа. Информационно-аспектный анализ (а также элементы контент-анализа) и оценка эффективности деятельности. Ведущие информационные аспекты СМИ, рекламы.

Тема 5. Типы информационного метаболизма. Модели ТИМов и особенности их поведения.
Интуитивно-логический экстраверт. Сенсорно-этический интроверт. Этико-сенсорный экстраверт. Логико-интуитивный интроверт. Этико-интуитивный экстраверт. Логико-сенсорный интроверт. Сенсорно-логический экстраверт. Интуитивно-этический интроверт. Сенсорно-этический экстраверт. Интуитивно-логический интроверт. Логико-интуитивный экстраверт. Этико-сенсорный интроверт. Логико-сенсорный экстраверт. Этико-интуитивный интроверт. Интуитивно-этический экстраверт. Сенсорно-логический интроверт. Описание, портреты и анализ ТИМов известных отечественных и зарубежных журналистов, политиков, общественных деятелей. Проблема принятия собственного ТИМа и творческая реализация специалиста. Основные принципы определения ТИМа другого человека и возможности прогнозирования его поведения и восприятия получаемой информации. ТИМ и проблема личностной и социальной идентификации.
 
Тема 6. Признаки Рейнина как способы передачи информации
и их роль в формирования информационно-психологической компетентности. Малые группы социона. Социника среды

Инструментарий и эффективность методов соционики. Аспектон. Динамические и статические аспекты информации. Признаки Рейнина  как способы обмена и передачи информации. Индивидуальные и дуальные признаки. Особенности проявления признаков в речи и поведении. Процесс и результат. Позитивизм и негативизм.  Эмотивизм и конструктивизм.  Стратегия и тактика.  Уступчивость и упрямость. Квестимность и деклатимность. Роль и значение признаков в формирования информационно-психологической компетентности. Техника задавания вопросов и ведения лекций, переговоров, интервью, ток-шоу, тематических бесед на радио и телевидении, пресс-конференциях с учетом признаков. Особенности различных малых групп социона. Группы профориентации. Группы восприятия информации. Темпераментные группы. Стимульные группы. Группы стрессоустойчивости. Группы коммуникабельности. Группы целеполагания. Группы здоровья. Ревизные и заказные кольца. Соционика среды малой группы. Формирование единого языка, понятного всем членам группы. Методы формирования рабочей группы под решение определенной задачи с учетом   соционики профессиональной среды

Тема 7. Методы соционики и коммуникативные навыки специалиста.
Теория интертипных отношений.

Дуальная природа человека и теория интертипных отношений А.Аугустинавичюте. Таблица интертипных отношений В.Ляшкявичюса. Дуальные (дополняющие) аспекты информации. Общее представление об интертипных отношениях. Виды интертипных отношений: дополнение (дуальные), тождество, активация, зеркальные, полудополнение (полудуальные), родственные, социального заказа, суперэго, конфликта, ревизии (контроля), погашение (полной противоположности), квазитождество, деловые, миражные. Особенности интертипных отношений с точки зрения признаков Рейнина. Интертипные отношения в профессиональной деятельности, деловом и личном общении. Вербальная и невербальная информация и коммуникации. Аудиальные, визуальные и кинестетические каналы информации и их использование в профессиональной деятельности. Язык жестов, мимики и пантомимики. Устная и письменная речь. Речевой имидж. Габаритный имидж. Профессионально-личностный имидж с точки зрения теории информационного обмена. 
 

Тема 8. Основы соционической конфликтологии

Цели и задачи конфликта. Стадии конфликта. Анализ причин возникновения конфликтных ситуаций. Особенности личности и особенности поведения. Формирование позитивных стереотипов. Соционические методы выхода из конфликта.

Тема 9. Методы диагностики ТИМа

Технология определения ТИМа:  выдвижение, верификация и обоснование гипотезы. Умение выделять информационные аспекты и мерности психических функций, наработка навыков выделения аспектов и мерности психических функций в ходе беседы, в письменной речи и на невербальном уровне. Определение признаков Рейнина в ходе беседы, в письменной речи и на невербальном уровне. Диагностика соционических параметров информационной среды предприятия, коллектива, группы. Экспресс-диагностика ТИМа (выделение группы признаков, необходимых для комфортного взаимодействия с конкретной средой). Интегральная диагностика ТИМа (на основе базиса Юнга, по модели А, с учетом признаков Рейнина и ценностей квадры, с использованием существующих соционических тестов). Стандарт диагностической процедуры.

Тема 10. Методы соционики в системе наук о человеке и обществе.

Методы соционики в психологии. Методы соционики в психодиагностике. Проективные психологические методики в диагностике ТИМа. Проблема принятия ТИМа и развитие личности. Эксклюзивная диагностика как единство психологических и соционических методов определения психотипа. Взаимосвязь особенностей восприятия психики и ТИМа.  Учет соционических особенностей клиента в ходе сеанса. Особенности работы с  тестами в соционике и психологии. Соционические методы подстройки к клиенту. Учет типологических особенностей специалиста при взаимодействии с клиентом. Основные формы страхов, присущие представителям 16 типов. Особенности адаптации представителей различных ТИМов. ТИМ и его возможные акцентуации. Активизация позитивных защитных механизмов личности с помощью методов соционики. Соционические методы в психологическом консультировании: когнитивно-поведенческой терапии, гештальте, юнгианской терапии, экзистенциальной терапии, психоанализе, психодраме, гуманистической психотерапии и др. Соционика и возрастная психология. Теория уровней Я.Фельдмана. Методы соционики в семейной терапии. Профессиональная этика психолога с позиций соционики.
Методы соционики в социологии. Значение методов соционики в процессе социальной адаптации различных слоев населения. Профилактика бедности и болезней, других социальных патологий (наркомании, алкоголизма) методами соционики. Соционика и методы социальной работы с семьей. Выбор подходящего партнера для создания семьи. Основы коммуникации социальных работников с клиентами с учетом ТИМов конкретных людей.
Методы соционики в акмеологии. Самоактуализация и самореализация в акмеологии и в соционике. Связь ТИМа и формирования информационно-психологической компетентности. Связь ТИМа и возможностей достижения акме в различных профессиональных областях. Принцип «золотого сечения» и гармоничное развитие личности.
Методы соционики в педагогике. Физический, психологический, социальный и интеллектуальный уровень научного познания в психологии, педагогике и в соционике.  Формирование обучающих сред различной направленности. Соционические методы подстройки к учащимся. Учет типологических особенностей педагога при взаимодействии с аудиторией. Интегральный ТИМ группы. Методы влияния на аудиторию различной направленности. Профессиональная этика педагога с позиций соционики.
Методы соционики в медицине. Особенности восприятия знаний о здоровом образе жизни представителями различных типов. Соционические методы подстройки к клиенту. Учет типологических особенностей медицинского работника при взаимодействии с клиентом.
Методы соционики в журналистике и в политологии. Роль, значение и применение методов соционики в профессии журналиста. ТИМ  журналиста и его профессиональная специализация. Ведущие аспекты печатных изданий. Ведущие аспекты телевидения и радио. Ведущие аспекты Интернет-изданий.  Признаки Рйнина и методы ведения журналистского интервью.  Речевой и габаритный имидж (внешнего вида) журналиста. Профессиональная этика журналиста с позиций соционики. Теория информационного обмена и политическая среда. Анализ ТИМов известных отечественных и зарубежных политиков.  Методы соционики в пропаганде и контрпропаганде. Анализ глобальной (международной) политики с точки зрения теории информационного обмена.
Методы соционики в управлении предприятием. Уровень информационно-психологической компетентности руководителя как критерий его профессионализма в сфере управления персоналом. Оценка и подбор кадров методами соционики. Учет психологической совместимости в рабочей команде. Создание оптимальных условий работы для представителей 16 типов. Соционические методы мотивации сотрудников. Формирование специализированных рабочих групп. Командообразование. Корпоративная культура.
Методы соционики в предпринимательской деятельности. Проблемы бизнеса и их решение методами соционики. Стадии развития бизнеса. Структурирование и реинжиниринг бизнеса методами соционики.  
Методы соционики в коучинге. Соционические методы подстройки к клиенту. Учет типологических особенностей специалиста при взаимодействии с клиентом. Типологические особенности клиента и их учет в процессе выстраивания эффективной жизненной стратегии. Профессиональная этика коуча с позиций соционики.
Методы соционики в рекламе. Учет потребительских свойств товара и типологических особенностей целевой аудитории при планировании рекламной компании. Аспекты соционической информации и методы влияния на целевую аудиторию.

Тема 11. Информационные аспекты в глобальном информационном процессе

Социон как единство 16 ТИМов. Описание первой, второй, третьей и четвертой квадр.  Дух квадры. Признаки и аспекты, определяющие информационные ценности квадры. Ценности и квадральные признаки. Аристократия и демократия. Решительность  и рассудительность. Субъективизм и объективизм. Принципы движения информации в соционе. Кольцо социального прогресса (информационного социального заказа). Матрицы С.Грофа и ценности квадры. Интегральный тип группы, этноса, государства.  Отражение ценностей квадр в СМИ, политике и пропаганде.  Цивилизационные, этнические и конфессиональные конфликты с точки зрения теории информационного обмена. Соционика как концепция информационного гуманизма в современном мире. Современные информационные технологии и методы соционики в создании профессионального имиджа социальных институтов, политических лидеров, своего или иностранного государства. Роль и значение теории информационного обмена в деятельности СМИ, общественных и государственных организаций.

   

   И Д Е Т   З А П И С Ь
Консультация психолога-соционика Ирины Белецкой
Для тех, кто хочет лучше понять себя и разобраться в своей жизненной ситуации

Звоните +7 (925) 642-51-82

  Вверх
Центр соционики   О Центре  Услуги  Карьера    Вопрос/Ответ  Контакты    
 

Политика конфиденциальности


Copyright © 2006-2017 NewTraining.Ru