Введение
В настоящее время соционики-диагносты, использующие при диагностике метод соционического интервью, условно могут быть объединены в две большие, пересекающиеся группы.
Первая - те, кто использует модель А в той или иной интерпретации (исключим из рассмотрения социоников, использующих иные модели, поскольку их число намного меньше). По сути, к этой группе относится большинство практикующих диагностов, работающих с интервью.
Другая группа - те, кто использует при диагностике признаки Рейнина (ПР).
В последние годы эта группа пополняется за счет все новых приверженцев, а число тех, кто использует только модель или только признаки сокращается, во многом за счет того, что диагносты, использующие модель, начинают осваивать и ПР. При этом по-прежнему встречаются мнения, что настоящая соционика - это модель А, а в последнее время появилось прямо противоположное мнение, что соционика - это ПР или малые группы, а модель А - вторична или устарела.
Кроме того, мы встречались с точкой зрения диагностов, что ПР и модель А - несвязанные между собой сущности. Иллюстрацией такого подхода при диагностике является проверка любого ПР через функции модели и наоборот. В какой-то мере это действительно работает, но ровно настолько, насколько ПР и функции модели описывают разные проявления единой сущности - ТИМа человека.
Обращаясь к работе Аушры Аугустинавичюте "Теория признаков Рейнина" [2], в которой она приводит свое понимание ПР, находим, что:
- ПР связаны со структурой и функционированием социона;
- ПР выводятся из работы некоторых блоков модели А.
Как следствие:
- Можно говорить о связи ПР (по крайней мере некоторых) и функций либо блоков модели А.
- Т.к. психологическое наполнение некоторых признаков связано с моделью, верификация версии ТИМа, выдвинутой на основе модели, посредством проверки наличия у типируемого должных полюсов ПР (и обратная проверка, как диагностический метод) не всегда корректна. Верификация версии, выдвинутой по ПР с помощью модели А, оправдана лишь в тех случаях, когда идет проверка, не учитывающая связь ПР и модели А (например, работа функций в некоторых конкретных ячейках модели, проверка реакции по детскому блоку и по др. блокам).
ПР - сущность более высокого порядка абстракции, чем функция или набор функций модели А ТИМа. И то, и другое есть формы психической активности, но функция имеет четкое расположение в модели, мерность, поэтому содержание понятия функции больше, чем содержание понятия ПР, а объем понятия функции - меньше. Соответственно:
- Элементы модели А и ПР не могут полностью совпадать по содержанию (проявлениям).
- Можно говорить о "проекции" или "отражении" признака на модель ТИМа, подобно, скажем, проекции объемной фигуры на плоскость. Такая проекция позволяет получить некоторое представление о самой фигуре.
Цель нашей работы - показать как известное психологическое содержание ПР связано с известным психологическим содержанием аспектов и блоков модели А.
Определим понятия, с которыми будем дальше оперировать.
- Признаки Рейнина (ПР) - по Г.Рейнину это "принцип дихотомии социона, т.е. - способ деления 16-ти типов ИМ, составляющих социон, на две группы по 8 типов в каждой" [2]. В психологическом смысле мы понимаем ПР, как форму психической активности человека.
- Психологическое содержание (кратко - содержание) ПР (а также функций, либо блоков модели А) - совокупность существенных и отличительных психологических свойств феномена ПР (функций, либо блоков модели А).
Мы покажем, как по модели ТИМа можно определить наличие у ТИМа какого-либо признака. При этом для некоторых признаков мы будем опираться на работу Виктора Саенко [9] и предложенную им Развернутую Модель Социона (РМС).
Кроме этого, и это на наш взгляд наиболее важно, мы рассмотрим, как связь между ПР и моделью А, наблюдаемая на уровне построения модели, прослеживается в связи содержания признака и функций, либо блоков модели А.
С нашей точки зрения, если в ТИМе человека проявлен некий полюс ПР (проявленный полюс ТИМа будем далее обозначать ППР), то человек, разумеется, может выдавать реакции и по противоположному полюсу (будем обозначать его пПР), однако не так часто, и его проявления будут не настолько полны, как по ППР. Тем не менее, для краткости мы можем в дальнейшем использовать фразы типа "конструктивист считает", опуская оговорки "склонны" и "в большинстве случаев", предполагая реакцию человека по ППР, и не оговариваясь каждый раз, что при определенных ситуациях человек может среагировать и по пПР.
Исследуя модель, мы будем говорить о функциональных блоках, рассматриваемых еще А.Аугустинавичюте [2] и о мерностях функций, понятие о которых ввел А.Букалов [5] и развил В.Ермак [7].
Также мы используем гипотезу о знаках функций, введенную В.Гуленко [6]. Авторы данной статьи не используют в своей работе знаки, но для полноты обзора мы рассмотрим их как элемент модели, поскольку их наличие позволяет полнее представить проекцию признаков Рейнина на модель А. В настоящее время не существует общепринятого порядка знаков функций в модели А. Мы будем придерживаться порядка знаков функций в модели А, предложенных В. Ермаком [7], и используемых при диагностике Школой Системной Соционики [11].
Определение ППР по модели А
В Табл. 1 описана проекция признаков Рейнина на модель ТИМа. Используя эту таблицу, можно по набору ППР построить модель, либо по структуре модели А найти ППР ТИМа. Таблица составлена по информации из [2], связь с мерностями и знаками выведена нами по определениям знаков и мерностей согласно [5-7]. "Статическим" в таблице называется ментальное или витальное кольцо, содержащее статические аспекты, "динамическим" - динамические аспекты. Первой функцией в кольце считается функция, имеющая минимальный номер (т.е. первая функция модели - первая в ментальном кольце и 5-я функция модели - первая в витальном).
Далее рассмотрим как содержание ПР связано с содержанием признаков и блоков модели А. Полная версия статьи >>>
|