Центр практической психологии и соционики  
 
Центр соционики О ЦентреУслугиКарьераСтатьиВопрос/ОтветКонтакты    
    NewTraining.ru > Статьи > Статьи коллег > Ермак В.Д. Взаимодействие психики человека с окружающим миром

Ермак В.Д. Взаимодействие психики человека с окружающим миром

Статья опубликована в журнале “Соционика, ментология и психология личности”, МИС, 1997 г., №5

Ермак В.Д.

Взаимодействие психики человека с окружающим миром

(Аспектная структура информационного потока)

Р а з д е л ы у ч е б н и к а

С мировоззренческих позиций рассмотрена структура информационного потока взаимодействия психики человека с окружающим миром. Субъективный подход к анализу восприятия информации позволил выделить восемь информационных составляющих (аспектов) потока. Приведены примеры анализа аспектов.

Ключевые слова: система, взаимодействие, информация, структура потока, макроаспекты, объекты, пространство, энергия, время, аспекты, работа, воля, комфорт, эмоции, отношения, возможности, события.

Людей волнуют не сами вещи,
а мнение о вещах.
Эпиктет, 1 век н.э.

1. Человек в реальном мире.

Человек и мир - это, пожалуй, самая важная система, которая интересует человечество. Вся наша жизнь - взаимодействие с окружающим миром: другими людьми, группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Это понятно даже без системного подхода, на уровне здравого смысла. Но вот то, что в отсутствие взаимодействия мир для человека не существует - это для здравого смысла не так очевидно... И тут уж системный подход и системные принципы совсем не помешали бы [1].

Взаимодействие = взаимное действие - окружающий мир действует на нас, мы действуем на окружающий мир...

Как же мы взаимодействуем с окружающим миром? С некоторыми упрощениями механизм взаимодействия выглядит следующим образом.

Из теории систем известно, что взаимодействия (коммуникации) в системах состоят из вещественной, энергетической, информационной и ритмической составляющих [1]. На нас действует свет (волны электромагнитного поля), звук (колебания воздуха), запахи (химические вещества), механические воздействия и т.п. Мы говорим - они несут информацию об окружающем мире. Именно несут - точное выражение!.. Информационные технологии пользуются важным понятием - носитель информации. В качестве носителя, вообще говоря, могут реально использоваться поле (электромагнитные волны - свет, электрический ток, радиоволны и другие поля) и вещество - воздух (звук), бумага (письмо), магнитные ленты, фотопленка, различные предметы и объекты и др. Свойства носителя определенным образом изменены (амплитуда или частота волны меняется, на камне высечено, на бумаге написано, участок магнитной ленты намагничен и др.) - носитель модулирован информацией, поэтому на нем можно различить (с него можно считать - непосредственно или с помощью приспособлений) сигналы. Считываниeм сигналов и формированием первичного информационного потока заняты наши органы ощущений. Восприняв воздействие (увидев при посредстве света текст на бумаге, мимику или движения человека, услышав речь или другие звуки, почувствовав прикосновение и др.), они считывают сигналы с носителей, формируют первичный информационный поток и направляют его в психику для обработки, в результате которой в психике формируется наше субъективное представление об окружающем мире. Здесь важно отметить, что до органов ощущений (и после органов воспроизведения - см. ниже) имеет место просто реальный мир, а информация появляется как результат взаимодействия, в нашем случае, органов ощущений с окружающим миром (одно из определений информации, введенное в свое время автором, гласит: “Информация есть метрика взаимодействия” [4]). Субъективный образ мира, по-видимому, представляет собой модель [2], отражающую структуру той задачи, проблемы, вопроса, которые следуют из воздействия и ради которых воздействие фактически имело место; информационное наполнение модели определяется не только первичным информационным потоком, но и структурой психики [3] и теми рабочими программами, которые заложены в соответствующие психические функции. Принятие решения в отношении оказанного на нас воздействия и формирование реакции (решение задачи, проблемы, ответ на вопрос и т.п.) происходит не произвольно, а на основании сформированного субъективного образа мира и в соответствии со структурой психики [3] и рабочими программами психических функций. В результате формируется вторичный информационный поток, который направляется к нашим органам воспроизведения (речь, мимика, поведенческие акты, возможно, какие-то мыслеформы, если они существуют и т.п.). Таким образом, можно говорить о субъективном характере взаимодействия психики с окружающим миром. Тот факт, что вторичный информационный поток отражает структуру психики и рабочие программы психических функций, делает возможной идентификацию типа информационного метаболизма (ТИМ) психики; однако, при идентификации (определении типа) все же не следует забывать, что вторичный поток зависит также и от первичного, в связи с чем корректное применение, пожалуй, единственной эффективной идентификационной методики, основанной на принципе “черного ящика”[1], является обязательным условием достоверного определения ТИМ психики в реальных условиях. Так замыкается обратная связь в системе “человек - окружающий мир”.

Таким образом, оказывается, что и субъективное представление об окружающем мире, и реакция на воздействия зависят, от первичного информационного потока (т. е. по сути от того, как мы воспринимаем информацию из окружающего мира) и от структуры психики. В структуре психики мы уже в первом приближении разобрались [3]. А поскольку и без науки хорошо известно, что воспринимаем мы все окружающий мир по-разному, то для того, чтобы разобраться в чем же состоит эта разница, следовало бы присмотреться к первичному информационному потоку уже хотя бы потому, что он первичен, а еще потому, что определяет структуру “программного обеспечения” психики.

Какова же структура первичного информационного потока, из каких информационных составляющих он состоит?

Автор признателен создателю соционики Аушре Аугуста (Аугустинавичюте) и одному из первых её учеников - Николаю Николаевичу Медведеву, за идеи, принятые за основу в процессе разработки концепции аспектной структуры информационного потока субъективного взаимодействия психики с окружающим миром. Концепция была разработана в 1991-92 г.г. на основе их работ, в дальнейшем обоснована в теоретико-системном отношении и достаточно надежно проверена на практике. В процессе обоснования удалось показать, что структура информационного потока, состоящая из четырех “сущностных” и четырех “отношенческих” составляющих (аспектов), семантика которых изложена ниже, с необходимой и достаточной полнотой обеспечивает системные взаимодействия в системе “человек - окружающий мир”; правда, для этого пришлось использовать достаточно сложный аппарат абстрактной теории систем, доступный лишь специалистам, поэтому изложение концепции в данной работе намеренно популярное, но вполне корректное. Исследования показывают, что названия аспектов, предложенные в своё время Аушрой Аугуста, во многом не оправданы ни с точки зрения семантики аспектов, ни с точки зрения нейропсихологической структуры психики. В процессе разработки автор решился предложить ревизию названий аспектов, ставших уже каноническими. На такой шаг вдохновляет замечание самой Аушры Аугуста в её классической работе “О дуальной природе человека”(1983г., [8]): “…Не беремся утверждать, что наши названия идеальны и что в будущем не удастся подобрать ничего более подходящего, но они более точны, чем юнговские…” Вот автор с коллегами и предлагает оптимальный с их точки зрения вариант, вполне отдавая себе отчёт в том, что для принятия соционическим сообществом новых названий потребуются усилия и время. Автор благодарен Г.Б.Сенюк (г.Ивано-Франковск) за плодотворные беседы в процессе разработки и О.Б.Карпенко (г. Киев,МИС) за конструктивную критику концепции, представленной на конференции в Каневе. Другие работы, в которых в той или иной степени затрагивается проблема аспектов информационного потока (В.Гуленко, И.Онуфриенко, Р.Седых, Е.Шепетько, Е.Филатова, и целый ряд других) по мнению автора неудовлетворительны как с концептуальной, так и с эмпирической точек зрения - произвольность в толковании семантики аспектов приводит на практике к ошибкам идентификации, неверным выводам, прогнозам и рекомендациям.

2. Структура информационного потока субъективного взаимодействия психики с окружающим миром.

2.1. М а к р о а с п е к т ы.

Материя образована из тел и полей…
А.Аугустинавичюте

Для того, чтобы разобраться, что собой представляет первичный информационный поток, попробуем воспользоваться старым, испытанным методом Шерлока Холмса - методом дедукции: от общего к частному...

Рис. Информационная аспектная структура субъективного взаимодействия психики с окружающим миром

В качестве общего обозначим материальный мир вокруг нас (см. рис.). То, что он существует мы знаем по опыту - так утверждают мудрецы: ”Многие философы и ученые полагают, что в основе физических явлений лежит особый носитель, материя” (Лосский Н.О. [7]). Из того же опыта мы знаем, что материальный мир состоит из плотной, осязаемой (иногда говорят - дискретной) составляющей, называемой веществом, и тонкой, размытой, часто неосязаемой (континуальной) составляющей, называемой полем. Выше мы уже отмечали, что вещество и поле - два носителя информации, с которыми как раз и контактируют наши органы ощущений в процессе считывания сигналов и формирования первичного информационного потока. Все дальнейшее будет относиться к информации об окружающем мире. Действительно, в соответствии с принципом информационного метаболизма [5] построение, функционирование и наполнение психики имеет место на информационном уровне. Посмотрим, что происходит в психике, когда наши органы ощущений восприняли некие воздействия.

Взаимодействие с вещественной составляющей материального мира показывает нам, что вещество практически всегда ограничено формой - это объекты (здесь важно обратить внимание на слово “ограничено” - в дальнейшем это нам понадобится). Информация об объектах является важной частью информационного потока от окружающего мира потому, что объекты - это люди, предметы, планеты, информационные файлы, умозрительные образования, которые наделяются вещественными свойствами, и др. Подбирая название для этой части информационного потока, А.Аугуста в свое время заимствовала (так бывает в молодых науках) термин “логика“; однако с нашей точки зрения такое название семантически не оправдано и наименование информационного макроаспекта объекты более точно передает содержание.

Взаимодействие с полем несколько сложнее - говорят, поле мы чувствуем; как утверждают физики, движущееся поле называется энергией. Жизнь есть поток энергии - утверждают эзотерики... С этим можно согласиться, если считать по В.И.Вернадскому, что живая материя без энергии невозможна - биологическое понятие “метаболизм” обозначает обмен организма с окружающей средой веществом и энергией. Разновидности энергии чрезвычайно разнообразны, энергетические состояния вещества, а значит и объектов - тоже. Нам отнюдь не безразличны тепло и холод, свет и темнота, радиация и какая-то энергия, о которой говорят экстрасенсы

(“Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе”... Н. К. Рерих). Однако, с точки зрения информационного подхода к психике не так важно какая именно энергия имеется в виду. Важно только, что, воспринимая движущееся поле или сканируя неподвижное (статичное) поле, соответствующие органы ощущений формируют информацию об энергии, энергетических состояниях и энергетических отношениях объектов (людей, предметов и др.) и пространства в нас и вокруг нас. А.Аугуста назвала эту часть информационного потока этикой. Такое название довольно далеко о реального содержания информации об энергии, энергетических состояниях и энергетических отношениях объектов и пространства, поэтому представляется более правильным и точным называть этот информационный макроаспект энергия”.

Кстати, о пространстве... Что же такое для человека пространство? По опыту мы знаем насколько важна для нас информация о пространстве... Однако органов восприятия пространства у человека нет. Субъективно, пространство - это то, что между объектами (выше мы отмечали: объекты - вещество, ограниченное формой); получается, что пространство психика как бы “вычисляет” на основании информации об объектах. Можно предположить наличие в психике какого-то “процессора” (машины обработки информации), который по расположению объектов, на основании информации об объектах, доставляемой нам органами ощущений, вычисляет пространство (см. рис. процессор 1). Однако, вряд ли это достаточное с точки зрения научной терминологии основание для того, чтобы называть (А.Аугуста, литература по соционике) эту часть информационного потока сенсорикой; ведь sensorium (лат.) - орган ощущений (см.”Словарь иностранных слов”), а органов ощущения пространства у человека как раз и нет; поэтому корректно с точки зрения научной терминологии называть адекватно содержанию этот информационный макроаспект пространство”.

Итак, органы ощущений, воспринимая воздействия окружающего мира, представили в психику информацию об объектах и энергетических состояниях; “процессор 1” вычислил некоторое пространство. Достаточно ли этого для построения образа (модели) реального мира? Нет картина мира получается статичной; в реальном мире все изменяется, движется, эволюционирует, деградирует, прогрессирует. ”Как мир меняется! И как я сам меняюсь!.. (Н.Заболоцкий). Изменения реальностей мира (объектов, пространства, энергетических состояний) субъективно воспринимается как течение времени. Так, изменение положения равномерно движущейся по циферблату стрелки часов или меняющихся цифр индицирует для нас время, до сих пор используются песочные часы, где по изменению количества песка на верхнем и нижнем уровнях судят о прошедшем времени; дети наши были маленькие стали большие: прошло время; есть кинофильм с интересным названием “Когда деревья были большими”… “Время есть число движения” - говорил Аристотель. Похоже, что где-то в психике есть, условно говоря, некий “процессор 2” (см. рис.), который на основе информации об изменениях объектов, пространства и энергетических состояний “вычисляет” время. Владение временем, прогностические способности часто связывают с таким расплывчатым философско-психологическим понятием как интуиция; А.Аугуста так и назвала эту часть информационного потока. По-видимому, более адекватным реальному содержанию информационного макроаспекта об изменениях реалий мира является термин время.

Таким образом, мы обнаружили четыре макроаспекта первичного информационного потока - “объекты”, “пространство”, “энергия” и “время” (первореалии или “первокирпичики” - термины Н. Н. Медведева) - четыре основных составляющих информационного потока, воспринимаемого психикой. В сильно обобщенном виде, но с необходимой и достаточной полнотой при помощи этих макроаспектов можно описать окружающий мир. Но... уж очень сильное обобщение! Попробуем детализировать.

2.2. А с п е к т ы.

Оказывается, психика человека окружающий нас мир
дифференцирует на определённые составные части или аспекты.
А.Аугустинавичюте

Начнем с того, например, что наше понимание объекта как некоей сущности, вполне уживается с пониманием того, что объект объекту - рознь и между ними могут иметь место некоторые отношения; то же и с другими первореалиями. Значит, о каждой из первореалий (объектах, пространстве, энергии и времени) может иметь место как “сущностная” информационная составляющая, так и информационная составляющая, которую можно было бы назвать “отношенческой” в том же смысле, какой имеется в виду в математических отношениях: объекты, например, как-то относятся друг к другу - один больше, другой меньше, правильно расставлены или неправильно, образуют структуру, включены в схему и др.; то же и с другими первореалиями. Ниже, при рассмотрении аспектов, мы обозначим эти составляющие. Некоторые слова, приводимые ниже в качестве примеров смыслового содержания аспектов (выделены курсивом), в различных текстах могут, конечно, употребляться в других значениях, неся и несколько другое смысловое содержание. Многозначность слов - одна из многих проблем языка. Выяснению семантики слов и словосочетаний помогает анализ текста [6], а в речевом общении, например, в процессе идентификации, еще и дополнительные вопросы.

Итак, объекты... А, собственно, что для нас объекты? Странный вопрос?.. Отнюдь! Если хорошенько подумать, то наш здравый смысл с некоторым удивлением обнаруживает, что объекты для нас интересны всего в двух смыслах: либо мы с их помощью работаем (в широком смысле - инструментарий), либо мы над ними работаем (предметы труда). Понятие “работа” здесь надо понимать в широком смысле: с помощью молотка, письменного стола, авторучки, мы что-то делаем, серьги в ушах, макияж женщины работают на ее имидж, над мебелью столяр трудится, для тех или иных видов деятельности важны метод, процедура, технология, процесс труда и т.д. Таким образом, по-видимому, единственным важным для нас свойством объектов является их использование в рабочих, технологических процессах (в широком смысле этих слов) и потому семантику (смысл) сущностной составляющей информации об объектах (аспект) можно обобщить понятием “работа” и детализировать целым набором слов, употребляемых в языке в том же или близком смысле [6]. В литературе по соционике можно встретить и другие наименования этого аспекта: экстравертная логика или наименование, когда-то введенное А.Аугуста и ставшее общепринятым, каноническим - деловая логика (ниже в подобных ссылках все вторые наименования - общепринятые в соционике сегодня).

Для информационного аспекта работа” (“деловая логика”) используются два обозначения: символическое - заштрихованный (черный) квадратик и буквенное - латинские буквы P и p.

А что же отношения (соотношения) объектов? Это важная составляющая (аспект) первичного информационного потока. Действительно, трудно представить себе какой бы то ни было разговор об объектах без сравнения объектов друг с другом, без указания взаимосвязи или взаимного расположения в пространстве или времени. Слово “система” - одно из наиболее употребительных во многих языках цивилизованных стран, а в науке оно обозначает совокупность элементов (объектов), взаимодействующих на основе прямых и обратных связей для достижения заданной цели [1]. Для некоторых из нас важными являются структура, схема, эффективность, совокупность, классификация, учет, статистика чего-либо, часто нас интересуют порядок и правильность чего-то, адекватность, справедливость, иерархия, в ряде случаев определяющими являются взгляды или концепция и т.п. - все это информация об отношениях неких объектов или групп. Семантику (смысл) отношенческой составляющей информационного потока (аспекта) об объектах можно обобщить термином “система”; тот же смысл имеют целый ряд других слов и языковых оборотов [6]. В литературе встречается и другие наименования этого аспекта: интровертная логика или структурная логика

Для информационного аспекта система(“структурная логика ”) используются два обозначения: символическое - не заштрихованный (белый) квадратик и буквенное - латинские буквы L и l.

Рассмотрим пространственную составляющую информационного потока. Она тесно связана с объектами, т.к. “вычисляется ” на основании информации об объектах (см. рис. - процессор 1). Так что же для нас пространство и чем интересны для нас его свойства? Выше мы отмечали: объекты - это вещество, ограниченное формой. Всякое ограничение есть насилие - утверждали теоретики анархии. Значит, то, что между объектами (да и в самих объектах - внутреннее пространство) - результат некоторого насилия над веществом. Что такое пространство комнаты? Это то, что ограничено стенами, полом и потолком. А зачем нам комната? Чтобы защищать нас от непогоды и прочих неприятностей. То же самое - пространство костюма или пальто. Что значит поразить, убить? Это значит силовым воздействием - пулей или ножом проникнуть в пространство, занимаемое телом. Что такое бронежилет? Средство защиты от такого нападения. Получается, что существенными свойствами пространства являются некие силовые характеристики. Психологи давно установили, что все живое имеет собственное пространство безопасности - это некая зона, граница которой определяет угрожающую ситуацию, если кто-то или что-то ее пересекает. Для человека пространство безопасности имеет форму, похожую на кардиоиду; спереди расстояние от тела до границы зоны примерно равно длине рук, а сзади - может изменяться у разных людей от метра до десятка метров. Над головой граница располагается где-то на высоте метр - полтора. Психологическое пространство безопасности - очень важный атрибут человека. Почему мы устаем от длительной поездки в переполненном транспорте? Не только потому, что часто стоим, но, главным образом потому, что в нашем пространстве безопасности толкутся десяток совершенно чужих людей. Почему плохо жить в квартире, где высота потолка два двадцать - два пятьдесят? Потому, что низкий потолок “давит” - деформирует наше пространство безопасности. Этот психологический феномен переносится и на другие ситуации: говорим же мы “ты на меня не дави!” или “войти в доверие”, “волевые усилия”, ”отстоять себя”, ”сила духа” или “дать отпор”. Волевые (силовые) составляющие смысла имеют такие понятия как настойчивость, дисциплина, подвиг, целеустремленность, мобилизация, твердость, стойкость, власть, принуждение, контроль, обладание и т.п. Таким образом, субъективные свойства пространства связаны с некоторыми силовыми (волевыми) характеристиками как в связи с защитой, обороной себя, так и в связи с нападением, агрессией в отношении кого-то. Поэтому семантику (смысл) информационной составляющей, которая характеризует психологически важные для нас свойства пространства можно обобщить термином “воля “и детализировать целым наборов слов и языковых оборотов, отражающих силовые воздействия или отпор им [6]. В литературе встречаются и другие наименования этого аспекта: экстравертная сенсорика и волевая сенсорика.

Для информационного аспекта воля (“волевая сенсорика”) используются два обозначения: символическое - заштрихованный (черный) круг и буквенное - латинские буквы F и f.

Если уж семантика пространства для нашей психики связана с силовыми характеристиками, то отношение пространственных характеристик совершенно естественно связано для нас с понятиями удобство - неудобство, комфорт - дискомфорт, уют, покой, и т.п.; а слово непринужденность явно содержит альтернативу силе (принуждению). Другие понятия содержат смысловую составляющую пространственных соотношений: приятность, качество, дизайн, гармония, забота, отдых и др. Что такое удобная обувь? Это обувь, пространство которой точно соответствует ноге. Почему мягкая мебель ассоциируется с понятием “комфорт”? Потому, что она принимает форму (пространство) нашего тела и деформирующие усилия минимальны. А вот с табуреткой понятие комфорт как-то не ассоциируется - она деформирует наше тело. Когда мы говорим: “в этом костюме мне удобно” мы “по умолчанию” определяем соотношение пространства своего тела и внутреннее пространство костюма, при этом еще и констатируем факт существования неудобных костюмов - как сказал один известный дизайнер одежды: ”...проблема взаимоотношений одежды и тела”. Обобщая психологический смысл пространственных соотношений можно определить семантику соответствующего информационного аспекта понятием “комфорт”, учитывая также и альтернативу - дискомфорт, а также целый ряд других слов, понятий и языковых оборотов, употребляемых в том же смысле [6]. Встречаются и другие наименования этого аспекта: интровертная сенсорика и сенсорика ощущений.

Для информационного аспекта комфорт” (“сенсорика ощущений”) используются два обозначения: символическое - не заштрихованный (белый) круг и буквенное - латинские буквы S и s.

Мир округ нас наполнен энергией. Однако наше восприятие энергии носит двоякий характер. С одной стороны, живой организм нуждается в энергии и потому воспринимает энергию непосредственно (биология - метаболизм); школьный учебник физики объясняет: “...чтобы жить и работать, мы восстанавливаем запас своей энергии за счет питания ”. С другой стороны для психики как управляющего (принимающего решения) органа в системе “психика - организм” важной является информация об энергии, а еще точнее - информация об энергетических состояниях объектов и пространства вокруг нас. С точки зрения информационного подхода нам, в общем, безразлично, какая именно энергия имеется в виду. Говорим же мы: “энергичный человек”, “яркая личность” и др. и не уточняем о какой именно энергии идет речь; тот же школьный учебник физики: “...людей, умеющих быстро выполнять большую работу, называют энергичными, т.е. такими, которые имеют много энергии.” Глядя на человека, на его мимику, жесты, блеск глаз, интонацию голоса мы замечаем (считываем), часто едва уловимые, сигналы и констатируем некоторое состояние: “он возбужден”, “у него повышенный или пониженный тонус“, “он влюблен” (любовь-состояние). То же относится и к окружающему пространству (” накаленная обстановка”, “кипят страсти”, “бурлят эмоции” и др.). Энергетические или, как говорят между людьми, эмоциональные состояния очень информативны и часто эффективно используются в коммуникациях: страсть, радость, грусть, паника, азарт, энтузиазм, драматизм и др. Похоже, что природа наделила человека развитой мимикой не случайно - мимика и, в частности, улыбка являются мощным идентификационным признаком состояний человека и важно уметь его использовать. Семантику (смысл) информационной составляющей (аспекта) об энергии и энергетических состояниях можно обобщить термином “эмоции ”. Целый ряд слов и словосочетаний в языке имеет явно “энергетический” характер (см. выше); в то же время, есть много слов, на первый взгляд, не имеющих отношения к энергетике (напр., вдохновение, настроение, романтика, страх, тревога, депрессия, печаль, горе и др.), однако, если задуматься над их смыслом, становится ясно, что они несут информацию о неких состояниях объектов, предметов, пространства и др. [6]. В литературе встречаются и другие наименования этого аспекта: экстравертная этика и этика эмоций.

Для информационного аспекта эмоции(“этика эмоций ”) используются два обозначения: символическое - заштрихованный (черный) уголок и буквенное - латинские буквы E и e.

Настроение, вдохновение, радость или печаль - это некие состояния... По жизни мы знаем, что настроение бывает разным, радость бывает маленькой, а печаль - вселенской. Речь идет об отношении энергетических состояний - такая информация часто определяет сам характер коммуникации. Действительно, если вы говорите: ” он плохой человек”, то тем самым вы констатируете примерно следующее: при общении с ним мое эмоциональное (энергетическое) состояние (настроение) понижается; значит есть некоторое нормальное состояние, относительно которого настроение может быть и плохим, и хорошим. Кроме того, оказывается вы невольно сравниваете - есть люди, общение с которыми поднимает ваше состояние - про таких людей вы скажете, что это хорошие, симпатичные, добрые, терпимые, деликатные, вежливые, этичные или др. люди, в то время как другие - плохие, склочные, антипатичные, недобрые, нетерпимые, ненадежные, жестокие или др. люди. Определенные отношения иногда определяются как любовь (любовь-отношение). Семантику (смысл) информационной составляющей (аспекта), который содержит информацию о соотношении энергетических состояний можно определить термином “отношение”. Такие слова, как ненависть, мораль и ряд других [6] тоже по смыслу содержат информацию об отношении неких состояний. В литературе встречаются и другие наименования этого аспекта: интровертная этика и этика отношений.

Для информационного аспекта отношения(“этика отношений”) используются два обозначения: символическое - не заштрихованный (белый) уголок и буквенное - латинские буквы R и r.

О времени мы часто и много говорим, о времени мы беспокоимся. Однако, как это ни удивительно, в языке много слов и словосочетаний, на первый взгляд, не имеющих отношения ко времени и, тем не менее, отражающих его сущность. Выше мы отмечали, что субъективно время - это изменения реалий окружающего нас мира - объектов, пространства, энергетических состояний. В чем же ценная для нас сущность времени?.. Ну, скажем, вы торопитесь на свидание у фонтана на площади именно к шести... А зачем к шести? Почему нельзя прийти к девяти? Да потому, что партнер уйдет и свидание не состоится... Ну и что?.. А то, что вы не получите ценную информацию или не выясните жизненно важный для вас вопрос: “любит - не любит?..” Так, что в этом примере важно - время или информация? Конечно, информация!.. А что информация? Полученная информация может существенно изменить ваши дела, стимулировать начинания, могут открыться новые или закрыться старые возможности, вы можете обнаружить у партнера неожиданные способности или таланты, не говоря уж о тех перспективах и идеях, которые могут проявиться, если ваша проницательность вас не обманула и подтвердилась догадка о том, что проявив к партнеру чуткость, внимательность, мягкость, вы можете сделать вероятность “любит” больше, чем “не любит”... Так, что, в конце концов, значит для вас время “шесть часов вечера”? Изменения, новые возможности, способности, потенциал, которые могут обнаружиться!.. Или другой пример: вам надо холодильник с первого этажа перенести на пятый, а лифт не работает; кого вы пригласите помочь - хлипкого “очкарика” или крепкого культуриста? Конечно, мужика с бицепсами!.. А почему? Да потому, что он способен справиться с такой задачей. А что такое “способен”? А это значит, что глядя на него сейчас, когда он вроде ничего еще и не делает, вы догадываетесь о таких его параметрах, потенциальных возможностях, которые сделают возможным перенести холодильник (изменить положение объекта), когда до этого дойдет дело... Проблема способностей, возможностей, на первый взгляд не имеющая отношения ко времени, оказалась связанной со временем, а точнее, с тем, что стоит для нас за временем - изменениями объектов, пространства и энергетических состояний. Да простит читатель несколько витиеватые рассуждения - цель их: показать на некоторых простых примерах сущность этого важного аспекта. Семантику (смысл) информационной составляющей (аспекта), которая несет для психики информацию о возможностях, способностях (потенциальных или фактических) реалий окружающего нас мира точнее всего передает термин “возможности ”. Выделенные курсивом в тексте данного абзаца слова, а также ряд других часто употребляемых слов и словосочетаний в информационном отношении несут ту же смысловую нагрузку [6]. В литературе встречаются и другие наименования этого аспекта: экстравертная интуиция и интуиция возможностей.

Для информационного аспекта возможности“(“интуиция возможностей“) используют два обозначения: символическое - заштрихованный (черный) треугольник и буквенное - латинские буквы I и i.

Возможности, способности, талант всем этим можно воспользоваться, а можно и нет... Да и возможность возможности рознь, не говоря уж о способностях и талантах... Следовательно, соотношение возможностей - информация важная и нужная, особенно, для прогнозирования. В приведенных выше примерах состоявшееся свидание - реализованная возможность объясниться в любви (фантазия!), может даже сделать предложение (перспектива?), получив при этом согласие (результат) или отказ (катастрофа!). Опоздал на свидание - упустил возможность - неприятное событие: все в прошлом... Пока ваш помощник тащит холодильник на пятый этаж, вы идете рядом и приговариваете: ”Смотри не урони!..”, а про себя прогнозируете: “Донесет - не донесет?..” А что будет, если уронит? Трагедия - была возможность (холодильник был способен) хранить продукты и нет возможности... А как же ваш прогноз? Вы соотносили возможность (вероятность) “донесет” с возможностью (вероятностью) “не донесет” и, к сожалению, информация об этом соотношении оказалась ошибочной - таки не донес... Следовательно, соотношение возможностей, связанное с изменениями реалий мира, субъективно воспринимается нами как событие позитивное или негативное. “...Условимся называть словом “событие” всякое состояние вещей, возникающее во времени и после большего или меньшего промежутка времени исчезающее, отходящее в область прошлого”(Лосский Н.О. [7]). Целый ряд других слов и словосочетаний в языке также несет смысл соотношения возможностей или способностей в связи с теми или иными изменениями объектов, пространства или энергетических состояний: предвидение, опасность, озарение, скепсис, сейчас, тогда, воображение, равновесие, тупик и др. [6]. Семантику (смысл) информационной составляющей (аспекта), которая несет для психики информацию о соотношении возможностей, способностей (потенциальных или фактических) реалий окружающего нас мира точнее всего передает термин “события”. В литературе встречаются и другие названия этого аспекта: интровертная интуиция или интуиция времени.

Для информационного аспекта события(“интуиция времени“) используют два обозначения: символическое - не заштрихованный (белый) треугольник и буквенное - латинские буквы T и t.

Хоть простота приятней людям,
Но сложное доступней им...
Б. Пастернак

“Об аспектах можно говорить без конца...” - сказал один из авторов соционической литературы - и это правда, “...потому, что этот нехитрый аппарат позволяет увидеть и понять очень много нового и интересного” - продолжил он, и тут неправда! Нет, увидеть и понять много нового и интересного только аспекты и позволяют, но назвать этот аппарат...нехитрым (?!!), претендуя при этом на знание соционики, ну уж никак нельзя! Изложенное выше сильно упрощенное обоснование (скорее, объяснение!) структуры и семантики аспектов, пожалуй, не удовлетворит читателя, в первую очередь, именно сложностью. И дело даже не в том, что автор данной работы, хотя и старался, да не сумел... Дело в сложности окружающего нас мира, которую (эту сложность!) человеку приходится преодолевать, используя почему-то сложный и многозначный коммуникант - естественный язык (термин информатики), и еще более неоднозначный “язык тела” (жесты, мимика, поведенческие акты и т. п.). И ничего не поделаешь: приходится “продираться” через эту сложность - других способов взаимодействия у человека нет - вторичный информационный поток (реакция на воздействие) имеет такую же структуру и использует тот же коммуникант. А это приводит к тому, что первая и главная процедура соционики - идентификация ТИМ психики - требует умения выделять информационные аспекты, видеть структуру потока в процессе взаимодействия с человеком, потому что только она - структура потока - позволяет судить о модели, т.е. о ТИМ психики. И научиться этому можно, лишь разобравшись в изложенной выше структуре информационного потока субъективного взаимодействия психики с окружающим миром, да еще наработав навыки выделения аспектов и соответствующих им психических функций в ходе “непринужденной” беседы с партнером, анализа текстов или наблюдения.

Чтобы читатель поверил сказанному выше, хотя бы в “первом приближении” убедился в реальности и правомерности изложенной выше концепции, наконец, понял, что ”не боги горшки обжигают” и в аспектах таки можно разобраться, попробуем иллюстрировать некоторые аспекты подлинными высказываниями реальных людей. Не будем в данном случае идентифицировать ТИМ психики и “привязывать” аспекты к психическим функциям модели - это мы сделаем в дальнейшем. Наша цель сейчас - показать, как могут выглядеть аспекты в реальных фразах. Примеры не претендуют на исчерпывающую полноту и однозначность - в процессе идентификации практически ни одно высказывание обычно не оставляется без верификации. И тем не менее...

Порядок - силой/ немецкая идеология / -

- здесь все достаточно “прозрачно”: порядок - это явно некоторое соотношение каких-то объектов или чего-то подобного - аспект “система” (“структурная логика”, , L); сила - аспект “воля” (“волевая сенсорика”, , F).

“Настоящий политик меняет не взгляды, а действительность/ бывший вице-президент России А. Руцкой/ -

- здесь взгляды - некая система принципов, мировоззренческих критериев и позиций - по-видимому, это аспект “система” (“структурная логика”, , L); а если взгляды не соответствуют действительности?.. - тем хуже для действительности! - менять ее надо, а поскольку действительности вряд ли нравится, когда ее меняют, скорее всего придется делать это волевыми методами - аспект “воля” (“волевая сенсорика”, , F).

Внешняя политика должна обслуживать внутренние потребности страны/ политический комментарий Украинского радио / -

- внешняя политика - это отношения с другими странами и все, что выше сказано по поводу семантики соотношения состояний здесь имеет место - похоже, это аспект “отношения” (“этика отношений”, , R); а что значит “обслуживать внутренние потребности страны”? - по-видимому, отстаивать, защищать интересы, добиваться чего-то, что надо стране (а зачем же еще внешняя политика?!) - по смыслу это аспект “воля” (“волевая сенсорика”, , F).

“Стремление к малым группам, тихое, интимное общение в ограниченном кругу близких по духу людей, неагрессивный отпор недоброжелателям - это нормально, это сейчас и имеет место в Украине...” / известный украинский общественно-политический деятель / -

- здесь ясно просматривается хорошее понимание отношений, стремление избежать, уйти от плохих отношений с внешним окружением в некий защищенный, свой круг и, тем самым, пассивно отстаивать себя и своих близких - очень похоже по смыслу на аспекты “отношения” (“этика отношений”, , R) и “воля” (“волевая сенсорика” ”, , F).

“Главное в жизни - иметь возможность делать то, что хочешь” / Ани Жирардо, французская киноактриса / -

- иметь возможность...- тут все ясно - аспект “возможности”(“интуиция возможностей”, ,I) смысл же главного в жизни, по-видимому, заключается в уверенном понимании соотношения (главное - второстепенное) неких ценностей, реализация своих представлений о своем положении в структуре, в системе мироздания - по смыслу это аспект “система” (“структурная логика”, , L).

“Спроси у него: “который час?..” - и он прочитает тебе лекцию о сути времени...” / разговор в троллейбусе / -

- из такой образной характеристики видно, что человек, о котором идет речь, по-видимому, хорошо разбирается в неких мировоззренческих основаниях, жизненных принципах, структуре взаимоотношений и ему почему-то надо (или это гипербола) связать вопрос с чем-то важным с его точки зрения, вписать в систему - это похоже на аспект “система” (“структурная логика”, , L); и вот этот эрудит не нашел другой возможности как “прочитать лекцию” - аспект “возможности” (“интуиция возможностей”, , I).


   

   И Д Е Т   З А П И С Ь
Консультация психолога-соционика Ирины Белецкой
Для тех, кто хочет лучше понять себя и разобраться в своей жизненной ситуации

Звоните +7 (925) 642-51-82

  Вверх
Центр соционики   О Центре  Услуги  Карьера    Вопрос/Ответ  Контакты    
 

Политика конфиденциальности


Copyright © 2006-2017 NewTraining.Ru