|
NewTraining.ru > Статьи > Статьи сотрудников Центра > Различные проблемы соционики > Проблемы самоактуализации и самореализации через призму соционики и акмеологии ч.2
Проблемы самоактуализации и самореализации через призму соционики и акмеологии ч.2
Автор: Ирина Белецкая
|
Проблемы самоактуализации и самореализации через призму соционики и акмеологии.
Часть 2. Вопросы самоактуализации и самореализации в соционике
(с) Ирина Белецкая, 2007
|
Соционический подход к решению вопросов самоактуализации и самореализации отдельной личности несколько иной. Если современная психология и акмеология ищут ответы на все вопросы в субъективных особенностях индивида, таких как воспитание, уровень образования, влияние социальной среды, наличие или отсутствие таланта, то соционика отвечает на этот вопрос с точки зрения существования объективных различий между людьми, обусловленными их типами информационного метаболизма.
Действительно, доказано, что только 5% людей, занятых в том или ином виде профессиональной деятельности, становятся профессионалами высокого класса (по материалам Н.В.Кузьминой). Из этого следует вывод, что помимо субъективных особенностей личности, способствующих достижению высокого уровня профессионального и личностного развития, существуют некие критерии предрасположенности людей определенного психотипа к определенным видам деятельности. (Букалов А.В., Карпенко О.Б., Чикирисова Г.В. «О распределении соционических типов в различных производственных коллективах». //Соционика, ментология и психология личности. — 2000. — N 1.)
В соционике процесс самоактуализации и самореализации описан достаточно подробно. Под самоактуализацией понимается прежде всего осознавание своих врожденных предпочтений врожденные предпочтения у человека по соционике, а под самоактуализацией - их максимальное развитие, в том числе и в профессиональной области.
Объективные предпосылки к достижению высоких профессиональных результатов (самореализации в профессиональной области) лежат прежде всего в области применения сильных функций сильные и слабые функции каждого человека.
Рассматривая проблему самоактуализации и профессиональной самореализации под этим углом, мы понимаем, почему не все люди стремятся развить свой врожденный потенциал ( в данном случае имеются ввиду сильные функции психотипа).
Во-первых, в большинстве своем люди не осознают, в чем именно заключается их потенциал, т.е. какие функции у них изначально сильные, на что можно и нужно опираться.
Во-вторых, не все функции одинаково востребованы в обществе - само устройство общества предполагает более благоприятное взаимодействие с людьми одних психотипов и конфликтное – с людьми других психотипов.
В частности, наше общество требует от людей прежде всего логических умений. Ценность отдельной личности, ее творческий потенциал только-только начинают приниматься во внимание. Поэтому длительное время в общественной культуре понятие об этике и этичности существовало только на уровне норм поведения и, по сути, востребовано не было. Все члены общества должны были быть логичны и предсказуемы, с точки зрения закона и норм поведения. Таким образом, те люди, врожденный тип которых имеет этическое предпочтение, тоже как-будто «стали» логиками. Но, как мы с вами знаем, работа по слабым функциям энергозатратна, малоэффективна и не приносит удовлетворения. Ссылка на соответствующую статью.
В то же время, сенсорный способ сбора информации ценился обществом гораздо более высоко, чем интуитивный.
Что уж говорить о том, что наши врожденные инстинкты и в области сенсорики, и в области интуиции, по сравнению с животными гораздо слабее – рациональное (умное!!!) начало превалирует над иррациональным, осязательным и чувствующим.
В настоящее время мы наблюдаем постепенный сдвиг в общественном сознании, характеризующийся прежде всего появлением большого количества «этических» специальностей в ВУЗах. Также наблюдается повышенный спрос на креатив, что говорит в пользу интуиции. И сама по себе неустойчивая ситуация в стране и в мире в целом требует от индивидуума скорее иррациональной подстройки к обстоятельствам, чем рационального планирования и жесткого соблюдения регламентов и процедур – в широком смысле этого слова.
Это не значит, что прежние приоритеты безвозвратно канут. Отнюдь. Сам по себе механизм управления, осуществления власти имеет логико-сенсорный интегральный психотип. Так что пока существуют властные отношения, перекоса в сторону иррационального, интуитивно-этического не произойдет. Но при этом в общественное сознание постепенно внедрится представление о том, что каждый человек хорош именно своей индивидуальностью. Общество научится по достоинству оценивать вклад каждого в общее развитие. И это окажет гармонизирующее влияние на общество в целом и на его членов, так как от человека будет требоваться именно то, что он реально способен дать.
<<< Часть 1
|
|
|
|